Неподалеку
от бальнеологического курорта Саки китайские инвесторы собрались выкопать гигантский
порт. Акватория глубиной до 25 метров будет вырыта прямо по суше, вклинившись
далеко в крымскую степь. Искусственная гавань рассчитана на прием океанских
судов с максимальной осадкой. Кроме того, для прохода кораблей необходимо
строительство морского канала протяженностью 9 км.
На
берегу появится цепь грузовых терминалов и главный объект - зернохранилище на
20 млн. тонн. Работы начнутся уже в нынешнем году. Первую очередь проекта
стоимостью в $3 млрд. планируют завершить через 4-5 лет.
По официальной версии, порт
будет специализироваться не только на зерне - якобы, через него пойдет
продукция припортовых заводов по производству машин и оборудования. Но таких
заводов нет, и они вряд ли появятся. Зато Поднебесная будет вывозить пшеницу и
кукурузу для своих нужд, превратив Крым и южные области Украины в свою сырьевую
базу. Точнее говоря, в собственную продовольственную колонию.
-
Порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная
аренда около 160 тыс. гектар земли для производства пшеницы и кукурузы, - подчеркивает известный
крымский политолог Сергей Киселев. «Арендаторы» уже объявили, что с этой
площади планируют собирать 8 млн. тонн.
- Для
сравнения - на бывшей советской базе ВМФ «Донузлав» прорыт канал 12-метровой
глубины. Его постоянно чистят от песка, который «вытягивается» из моря и
скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно
затянет песок со всего западного побережья. Прежде всего, пострадает знаменитая
Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание, - считает
замдиректора филиала Института стран СНГ Олег Родивилов.
«Думаю, что эту идею можно перечеркнуть, - комментирует
сегодняшнюю ситуацию О.Родивилов. - Я
уже не говорю о воздухе - при перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с
каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?!
Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток
- от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком».
Резко против строительства китайцами
большого порта и зернохранилищ выступили крымские
экологи. Любые дноуглубительные работы неизбежно приведут к окончательному
размыву и исчезновению песчаных пляжей Каламитского залива и всего Западного
Крыма. Здешние берега уже гибнут из-за добычи песка на озере Донузлав.
С открытым обращением к премьер-министру
АРК Анатолию Могилеву выступили руководитель ассоциации «Экология и Мир»,
профессор Виктор Тарасенко и ряд его коллег. «Ни инвестор, ни разработчик
проекта не имеют опыта возведения крупных портовых объектов. Об отсутствии
такого опыта свидетельствует выбор территории под строительство уникального по
своим масштабам портового комплекса», - говорится в обращении.
Опасения экологов косвенным образом
подтвердил сам премьер Могилев. «Компания, с которой идут переговоры о
строительстве глубоководного порта, в настоящий момент занята строительством
канала, параллельного Панамскому»,- рассказал он на декабрьском заседании
Совмина автономии.
Инвестор строительства канала между
Атлантикой и Тихим океаном - китайский телекоммуникационный магнат Ван Цзин.
Опыта возведения портовых объектов г-н Цзин, действительно, не имеет. А
«Панамский канал-2» пройдет через уникальное озеро Никарагуа - и мировая
экологическая общественность убеждена в скорой гибели крупнейшего пресного
водоема Латинской Америки.
Но и это не всё!
Совместно с планами строительства
глубоководной гавани в Сакском районе китайцам отдают Камышовую бухту и
рыбный порт Севастополя. В беседе с агентством «Новый Регион» политолог
Андрей Никифоров пытается понять истинные резоны китайской стороны на нашей
земле:
Минимальный срок аренды 50 лет. Далее до
бесконечности. Так,
соглашение на первые 100 тысяч гектар Днепропетровщины подписал Синьцзянский
производственно-строительный корпус. Специально оговорено, что на арендованных
участках будут трудиться китайские бригады. Общая численность работников
корпуса составляет больше 2.5 млн. человек, а сформирован он
Народно-освободительной армией Китая.
Похоже, те же самые «спецы по капельному
орошению» собрались освоить Крым и зерновой мега-порт - только
начало... Наверное, потому украинские власти отказались комментировать
этот проект. На президентском портале о меморандуме нет никакой информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий